Мастерская Брайля: как живут выпускники Московского интерната для слепых

Незрячие дети – одна из самых социально уязвимых категорий инвалидов. Их реабилитация тесно связана с вопросами самореализации: взрослением, образованием и приобретением профессии.

В московской Школе-интернате №1 для слепых и слабовидящих знают об этом не понаслышке и уже давно используют комплексный подход.

Одной из успешных инициатив, реализуемых педагогами на базе учебного заведения, стала группа трудовой реабилитации (ГТР) для выпускников коррекционных классов. Созданная по инициативе директора Вишнивецкого И. В. при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, эта группа призвана решить проблему социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями по зрению.

В группу набираются выпускники 9-х классов, желающие научиться профессиональному ремеслу. Педагогический опыт прошлых лет демонстрирует, что в большинстве случаев закончившие школу ребята не могут продолжить образование или устроиться на работу. На рынке труда незрячие люди с неполным средним образованием никому не нужны.

Группа трудовой реабилитации пытается решить сразу обе проблемы. С одной стороны, выпускников учат профессиональному ремеслу на практике, с другой, обеспечивают работой, плоды которой имеют материальную ценность и вполне конкурентоспособны по качеству.

В группе образование в буквальном смысле сочетается с трудом. Первую половину дня ученики проводят в мастерской, где создают изделия из дерева: столы, стулья, скамейки, вешалки, скворечники, любую другую мебель и украшения. А после обеда ребята занимаются теорией – посещают кружки дополнительного образования, мастер-классы, мероприятия профориентационной направленности, экскурсии, беседы, просмотр учебных фильмов, но большую часть времени занимают именно практические занятия.

Причём обучение базируется на индивидуальном подходе – уроки могут быть, как в группе, так и индивидуальные. Детей учат владеть инструментами и использовать технические устройства для обустройства рабочего места.

Среди преподавательского состава группы: учитель технологии, воспитатели, учитель ориентировки, преподаватели социально-бытовой ориентировки и ориентировки в пространстве, учитель информатики, специалист по реабилитации, преподаватель адаптивной физической культуры (АФК), педагог-психолог, педагоги дополнительного образования. Совместными усилиями они решают сразу несколько важных задач.

Незрячие ученики фактически разрушают стереотип о том, что человек с инвалидностью не может работать или что у него нет потребности в труде. Преподаватели и воспитатели помогают в профессиональном самоопределении на основе талантов и возможностей каждого подопечного.

Затем в процессе трудовой реабилитации формируются и развиваются профессиональные умения и навыки. А сам процесс труда готовит учеников к взрослой самостоятельной жизни.

С другой стороны, и преподавательский состав извлекает из общения новый опыт: учиться работать с незрячими в новых условиях, развивать социальное партнёрство и инклюзию.

В перспективе проект намерен установить постоянные партнёрские отношения с организациями и предприятиями, готовыми предоставить ученикам группы трудовой реабилитации возможность применить полученные знания в условиях реальной работы по трудовому договору.

«Прямо сейчас мы налаживаем работу с инклюзивным магазином «Авоська дарит надежду», для которого незрячие со всей Москвы плетут авоськи на продажу. Возможно, кто-то из наших учеников захочет с ними сотрудничать на сдельной или постоянной основе», – делится Никита Сергеевич, воспитатель и классный руководитель школы-интерната №1 для слепых и слабовидящих.

По мнению преподавателя, именно партнёрства с коммерческими организациями сейчас больше всего не хватает группе. Ребята производят вполне конкурентную продукцию, пусть и в не промышленных масштабах. Но реализовать её очень трудно.

«На деле слишком много преград. Приходишь, например, в магазин «Детский мир», рассказываешь о проекте – о школе-интернате по соседству и о группе трудовой реабилитации, показываешь изделия, которые готов реализовать без торга по небольшой цене. В ответ тебя отправляют в главный офис, а там отказывают, так как мы не коммерческое предприятие, а образовательное учреждение и нашу продукцию нужно сертифицировать. В результате мы способны обеспечить работой наших учеников, но не можем реализовать плоды их труда», – поясняет Никита Сергеевич.

Поэтому до настоящего момента ученики выполняли внутренние заказы разных подразделений школы. Ещё немного удаётся реализовывать в ходе социально-ориентированных выставок и фестивалей. Среди используемых изделий учеников группы: разделочные доски, кукольная мебель, кормушки для птиц, домики для домашних животных, обучающие пособия и игры для детей, вешалки, полочки любых размеров и форм, карандашницы, подставки под горячее.

Группа трудовой реабилитации была открыта в 2016 году. И за прошедшие три года уже принесла результаты, наглядно демонстрирующие, что поставленные перед ней задачи начинают выполняться.

В первую очередь, это фиксируют преподаватели, на чьих глазах ученики развиваются и осваивают ремесло. Но есть и более конкретные достижения.

Например, в сентябре один из учеников, опираясь на полученные знания, поступил в колледж и сейчас учиться на столяра. Другой устроился работать курьером. В это же время в группе произошло пополнение. Сейчас в группе учится и работает шесть человек, ещё двое обучаются на дому и посещают теоретические занятия.

Приоритетной проблемой остаётся реализация продукции и сотрудничество с коммерческими организациями и другими потенциальными заказчиками. Чтобы заказать продукцию или предложить сотрудничество, вы можете связаться с представителем школы по телефону: 8(925)887-41-80

Примеры изделий можно посмотреть в официальной группе в Instagram: https://www.instagram.com/brailleworkshop